Развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников в рамках деятельности научного общества учащихся «Парнас»
Мы живем в период модернизации российской образовательной системы. Переход на ФГОС предъявляет принципиально новые требования к педагогическому сообществу и приносит в образовательное пространство школы инновационные подходы в обучении и воспитании ребенка. На сегодняшний день социальным заказом общества можно считать формирование творческой личности с широким научным кругозором, неординарным мышлением, умеющей ставить и решать оригинальные задачи, умеющей думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, обладающей критическим и творческим мышлением, владеющей богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний. Школа решает поставленные перед ней задачи путем урочных и внеурочных форм работы, где особое место отводится совместной субъектно-ориентированной деятельности ученика и учителя.
В НОУ Школе «Выбор» функционирует научное общество учащихся «Парнас», в котором принимают участие школьники 6-8 классов. В своей деятельности оно руководствуется Положением о научном обществе учащихся.
Научное общество учащихся «Парнас» в той или иной степени определяет работу всех методических объединений школы.
Так, педагоги естественно-математической кафедры школы стремятся выявить детей, заинтересованных в научно-познавательной деятельности. С этой целью учителя МО опираются на апробированные на практике методы:
• выявление критериев, позволяющих судить о естественно-математическом складе ума у школьника;
• анкетирование учащихся школы для определения личностных интересов каждого ученика;
• психологическое тестирование с целью определения естественно-математических способностей школьников;
• мониторинг мнения родителей о склонностях и сфере интересов их ребенка;
• участие в интеллектуальных состязаниях и тестовых программах различного уровня, позволяющих определить способности ученика;
• анализ соотношения результатов тестирования и успехов в реальной деятельности;
• проведение внеурочных мероприятий, позволяющих ребенку развить и проявить свои способности.
Работа методического объединения учителей естественно-математического цикла с учениками школы в рамках научного общества учащихся «Парнас» осуществляется по нескольким направлениям:
Для развития природных задатков детей и поддержания их интереса к предметам естественно-математического цикла на заседаниях проходят интеллектуальные состязания, различные творческие мероприятия, научные лектории, предметные олимпиады. Система проведения интеллектуальных игр спланирована таким образом, что в течение месяца проходит полный круг предметов естественно-математического цикла: математика, физика, химия, биология, география. Также проведение научно-практических конференций, работа над проектно-исследовательской деятельностью в рамках работы научного общества учащихся способствует развитию компьютерной грамотности, творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышению мотивации учения.
В интеллектуальных состязаниях принимают участие учащиеся среднего звена (6 – 8 классов), которые самостоятельно формируют разновозрастные команды и назначают ведущего игры. Учителя подбирают для состязаний нестандартные задания, вопросы или проблемы, решить которые необходимо с оптимальным эффектом. Время игры составляет один академический час, во время которого главная роль отводится ученику, что способствует раскрытию творческого потенциала личности, а также самореализации и самовыражению ребенка. Важно, что интеллектуальные состязания проводятся в игровой форме и имеют следующие характеристики:
В ожидании следующей интеллектуальной игры дети с нескрываемым интересом обсуждают услышанное и делятся впечатлениями от вопросов и заданий состязания.
Отрадно, что с 2012 – 2013 учебного года научное общество учащихся «Парнас» расширило сферу своей деятельности, присоединив гуманитарную секцию и секцию иностранных языков. На заседаниях, посвященных развитию речи, ученики школы активно дискутируют по актуальным вопросам современного мира, истории и литературы.
Можно с уверенностью говорить об успехе педагогов НОУ Школы «Выбор» по вовлечению учащихся в активную внеурочную работу в рамках деятельности научного общества, число участников которого постоянно растет, а живой интерес к наукам позволяет заинтересованным и мотивированным детям достичь значимых результатов в обучении, как на уроках, так и во внеурочных мероприятиях (предметные олимпиады, интеллектуальные, творческие и проектно-исследовательские конкурсы). Победы ученика – это победы учителя в частности и школы в целом!
>> Положение о научном обществе учащихся
>> График проведения заседаний научного общества
{gallery}Students_Scientific_Society{/gallery}